Les Diaboliques

Les Diaboliques
 Дьяволицы
   1954 - Франция (116 мин)
     Произв. Filmsonor, Vera Films (А.-Ж. Клузо)
     Реж. АНРИ-ЖОРЖ КЛУЗО
     Сцен. А.-Ж. Клузо, Жером Жероними, Рене Массон, Фредерик Грендель по роману Буало и Нарсежака «Та, которой не стало» (Celle qui n'etait plus)
     Опер. Арман Тирар
     Муз. Жорж Ван Пари
     В ролях Симона Синьоре (Николь), Поль Мёрисс (Мишель Деласаль), Вера Клузо (Кристина), Шарль Ванель (Фише), Жан Брошар (Плантиво), Ноэль Роквер (мсье Эрбу), Пьер Ларкей (Дрэн), Жорж Шамара (д-р Луази), Жак Варенн (проф. Бриду), Тереза Дорни (мадам Эрбе), Мишель Серро (мсье Реймон), Жан Темерсон (портье в гостинице), Жорж Пужули (Судьё), Ив-Мари Морен (юный Муане).
   Мишель Деласаль, отвратительный директор частного пансиона для мальчиков, названного его именем, плохо обращается со своей законной женой Кристиной, уроженкой Южной Америки и подлинной владелицей пансиона; ничуть не лучше он относится и к своей любовнице - Николь Орнер, преподающей в том же учебном заведении. Женщины становятся подругами, и Николь пытается уговорить Кристину убить мужа. Они заманивают его в Ниор - в дом, принадлежащий Николь: там подливают ему отравленного виски, а затем топят в ванной. Причем довершить злодеяние приходится Николь. После этого Николь и Кристина под покровом ночи отвозят труп в пансион и скидывают его в бассейн. Кристину мучает страх. Ей вовсе не подходит роль преступницы: она бы никогда не пошла на убийство, если бы ее не подтолкнула Николь.
   Проходит время, но труп не всплывает. Из бассейна сливают воду - ни следа покойного Деласаля. То и дело в пансионе появляются признаки его незримого присутствия. У Кристины больное сердце: она больше не встает с постели. Врач рекомендует ей не выходить из комнаты. Николь предпочитает покинуть пансион. Однажды ночью Мишель Деласаль вновь возникает перед глазами жены.
   После развязки Клузо завершает фильм следующим предупреждением: «Не будьте дьяволами! Не разрушайте интерес к фильму у друзей. Не рассказывайте им, что вы увидели» (***).
    После выхода на экраны фильм имел колоссальный коммерческий успех, который превзошел все сборы других фильмов Клузо (хотя все его фильмы, так или иначе, были прибыльны). Помимо умелой рекламной кампании, этот успех можно приписать эффектной и незамысловатой интриге и шокирующей развязке - плодам творчества Буало и Нарсежака (***). Тем не менее, Дьяволицы - далеко не лучший фильм Клузо. Внутренний мир картины, создание которого, как правило, превосходно удается автору Ворона, Le Corbeau, на сей раз довольно бесцветен и беден. Второстепенные персонажи, за исключением необыкновенного Роквера в роли соседа, обеспечивающего героиням алиби, лишены выразительности. Достаточно просто пересказать содержание 2 картин, чтобы доказать (если в этом есть необходимость) ширину пропасти, разделяющей Дьяволиц и Головокружение, Vertigo - также экранизацию Буало и Нарсежака, основанную на той же теме возвращения «мертвеца». Если после разрешения интриги Дьяволицы теряют бесследно 80 % своей силы, то фильм Хичкока после разоблачения тайны (что, кстати, происходит задолго до финала), напротив, становится еще мощнее и богаче. Несмотря на это, Дьяволиц интересно смотреть и в наши дни благодаря чистому, трезвому и холодному стилю Клузо (лишь в самом финале перерастающему в театр ужасов). Помимо этого, Клузо удалось сделать трогательной и естественной героиню, сыгранную его собственной женой, чей актерский талант он открыл в Плате за страх, Le Salaire de la peur; в самом деле, если забыть обо всех сюжетных уловках, Кристина остается единственной подлинной и непреложной жертвой этой истории, которая в прочих отношениях довольно банальна.
   N.В. Как это часто случалось у Клузо, съемки фильма проходили беспокойно и мучительно. Симона Синьоре рассказывает об этом в своей книге «Ностальгия уже не та, что прежде» (La nostalgie n'est plus се qu'elle etait): «Напряжение достигло высшей точки в тот день, когда он сказал со злостью: „Нельзя было давать вам читать сценарий до конца!“ …Он сказал потрясающе умные слова - это я тогда не смогла их понять… Я была не права… После напряжения начался ад, а вслед за ним - конец света… Я подписала с Клузо контракт на 8 недель, а шла уже 15-я неделя съемок. Всего их было 16. Он заплатил мне всего за 8. Он очень грамотно составил контракт, а я прочла его невнимательно».
   ***
   --- Схожим предупреждением завершает Билли Уайлдер свой фильм Свидетель обвинения, The Witness of the Prosecution, вышедший на экраны в 1957 г.
   --- Стоит, однако, заметить, что роман заканчивается иначе: шокирующая развязка в нем, конечно, присутствует, но в фильме она развернута на 180°.

Авторская энциклопедия фильмов Жака Лурселля. - Rosebud Publishing, Интерсоцис. . 2009.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Les Diaboliques" в других словарях:

  • Les Diaboliques — may refer to:* Les Diaboliques (book), 1874 short stories collection by Jules Amédée Barbey d Aurevilly, each of which relates a tale of a woman who commits acts of violence, crime, or revenge. * Les Diaboliques (film), 1955 French film directed… …   Wikipedia

  • Les Diaboliques — Pour les articles homonymes, voir Diaboliques. Les Diaboliques Données clés Titre original Les Diaboliques Réalisation Henri Georges Clouzot Scénario …   Wikipédia en Français

  • Les diaboliques (nouvelles) — Frontispice de Félicien Rops Les Diaboliques est un recueil de six nouvelles de Jules Barbey d Aurevilly, paru en novembre 1874 à Paris chez l éditeur Dentu. Sommaire …   Wikipédia en Français

  • Les Diaboliques (nouvelles) — Pour les articles homonymes, voir Diaboliques. Frontispice de Félicien Rops Les Diaboliques est un recueil de six nouvelles de Jules Barbey d Aurevilly …   Wikipédia en Français

  • Les Diaboliques (film) — Infobox Film name=Les Diaboliques (Diabolique) director=Henri Georges Clouzot producer=Henri Georges Clouzot writer=Pierre Boileau Thomas Narcejac starring=Simone Signoret Véra Clouzot Paul Meurisse Charles Vanel music=George Van Parys… …   Wikipedia

  • Les Diaboliques —    Film policier d Henri Georges Clouzot, avec Simone Signoret (Nicole), Paul Meurisse (Michel Delasalle), Véra Clouzot (Christina Delasalle), Charles Vanel (Fichet), Michel Serrault (M. Raymond), Pierre Larquey (M. Drain), Noël Roquevert (M.… …   Dictionnaire mondial des Films

  • Rideau cramoisi (les diaboliques) — Le rideau cramoisi est une nouvelle du recueil de Jules Barbey d Aurevilly intitulé Les Diaboliques paru en 1874. Cette nouvelle abordant des thèmes tabous comme la sexualité a provoqué des scandales auprès de la société. Résumé Le rideau… …   Wikipédia en Français

  • Les Chefs-d'Oeuvre du Mystere et du Fantastique — Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique est une collection éditoriale créée en 1967 par les Éditions de l’Érable, à Genève. Certains ouvrages furent ensuite réédités par d autres maisons,… …   Wikipédia en Français

  • Les Chefs-d'Oeuvre du Mystère et du Fantastique — Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique est une collection éditoriale créée en 1967 par les Éditions de l’Érable, à Genève. Certains ouvrages furent ensuite réédités par d autres maisons,… …   Wikipédia en Français

  • Les Chefs-d'Œuvre du Mystere et du Fantastique — Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique Les Chefs d Œuvre du Mystère et du Fantastique est une collection éditoriale créée en 1967 par les Éditions de l’Érable, à Genève. Certains ouvrages furent ensuite réédités par d autres maisons,… …   Wikipédia en Français

  • Les Chefs-d'Œuvre du Mystère et du Fantastique — est une collection éditoriale créée en 1967 par les Éditions de l’Érable, à Genève. Certains ouvrages furent ensuite réédités par d autres maisons, telles les Éditions Famot, Éditions de La Hardière, Éditions de Fernier, Éditions de Saint Clair,… …   Wikipédia en Français


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»